Способы повышения читательской грамотности.
Иванкова Анастасия Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Школа № 36 г.о. Самара
Читательская грамотность (презентация)
В наше время нет нужды долго говорить о том, для чего важно формировать умение в области читательской грамотности. Следует отметить только тот факт, что в связи с изменившейся ситуацией чтения в мире (большим объемом информации, новой формой подачи текстов в виде электронных книг) возникает необходимость создания новых способов освоения этой текстовой информации. Появляются новые умения, которые необходимо формировать в русле направления читательской грамотности.
Я расскажу вам о том, какие методики использую в своей практике, для того чтобы повысить читательский интерес школьников.
- Создание комиксов на уроках литературы
Первый способ - это метод визуализации художественного текста, а именно создание комиксов на уроках литературы. Такая форма обучения подразумевает командную работу в классе, развитие у учащихся навыка находить причинно-следственные связи с помощью поэтапной работы над раскадровкой. Ученики, выполняя подобные практические задачи, выявляют свои скрытые таланты и реализуют свой творческий потенциал.
Сейчас дети много времени проводят в интернете, и комиксы очень популярны среди молодежи (например, японские комиксы «МАНГА»). И адаптация произведения, рассказанная с помощью картинок, сделает восприятие истории читателями более полным и понятным. Ну и, конечно, станет стимулом к изучению классической литературы. То есть можно не только читать авторские комиксы, но и создавать свои на уроках литературы вместе с одноклассниками.
Как это работает?
После изучения художественных произведений детям предлагается работа над проектом, которая построена в форме ролевой игры. Им нужно перестроить многостраничный книжный текст так, чтобы он помещался на одном листе с несколькими картинками, и написать короткие диалоги для персонажей. Это непростая задача. Но она развивает мыслительные навыки современных детей, учит их обобщать прочитанное.
Рассмотрим кейс-задание для создания комикса в группе.
Участниками игры становятся 5 человек: автор-сценарист, редактор, раскадровщик, художник, иллюстратор. Каждый из них выполняет свои задачи, что позволяет обеспечить высокий уровень вовлеченности учеников в рабочий процесс.
АВТОР-СЦЕНАРИСТ
Определяется с жанром эпизода комикса; решает, кто будет главным героем или от лица какого героя будет вестись повествование; выделяет черты характера героя; продумывает сюжет и пишет небольшой рассказ, выделив начало, середину и развязку.
РЕДАКТОР
Пишет диалоги для персонажей
РАСКАДРОВЩИК
Разбивает текст, написанный сценаристом, на блоки; рассчитывает количество страниц или количество и размер кадра на одной странице. То есть его главная задача-создание коллажа. Кроме того, он делает наброски карандашом в каждом кадре : в каком положении будет находиться герой, каковы его эмоции, где будет находиться облачко с текстом на каждом из кадров.
ХУДОЖНИК
Продумывает дизайн персонажей, создает визуальные образы, мимику.
ИЛЛЮСТРАТОР
Рисует фон для каждого кадра и предметы, окружающие персонажей.
Самым сложным становится финальный этап, когда участникам нужно презентовать свою работу: кратко рассказать о трудоемком процессе, о распределении ролей в группе, об основной идее своей истории, о технике выполнения комикса.
В 8 классе ученики представляли комиксы по повести Н.В.Гоголя «Шинель».
Вот как ребята рассказали о произведенной работе.
«Главным иллюстратором в нашей группе была Абдулина Яна, автором-сценаристом – Карпов Алексей, редактором – Моисеева Кристина, раскадровщиком – Усманова Алика. В нашем комиксе (рис. 1) отражён винтажный стиль, именно поэтому комикс выдержан в чёрно-белых тонах с неким эффектом сепии. Мы показали ключевые, на наш взгляд, моменты из повести Н.В. Гоголя "Шинель": распорядок дня Акакия Акакиевича, покупку шинели, встречу со значительным лицом, смерть и возмездие».
«Изначально мы не могли ничего нарисовать, было очень сложно собраться с мыслями и приступить к работе. Но потом мы выбрали себе подходящие роли и продумали сюжет. Разделив лист на 15 частей, мы всё раскрасили и подписали. Основная идея нашего комикса заключается в том, что существует большая разница между значительным лицом и маленьким человеком. Тем не менее маленький человек, как и любой другой, заслуживает сочувственного отношения».
«Нам действительно жаль Акакия Акакиевича, мы ему сопереживали», - рассказали иллюстратор Абдулина Яна и редактор Моисеева Кристина.
Также эксперимент по созданию комиксов был проведен в 7 классе. Детям было дано задание создать собственную графическую историю по произведению А. Платонова «В прекрасном и яростном мире». Комиксы, которые сделали ребята, получились разнообразными как по стилистике, так и по содержанию, а групповая работа показалась им легкой и интересной.
«Мы выбрали для рисовки эпизод "После молнии". Нам показалось, что данный эпизод самый эпичный. В нем автор показывает читателю, как быстро может измениться жизнь человека. И мы согласны с А. Платоновым: нужно ценить каждый день своей жизни. Нам очень понравился этот проект.
Таким образом, можно сказать, что создание комиксов действительно может побудить школьников прочитать произведение и помогает лучше воспринять информацию.
- Проведение квестов на уроке литературы
Другим способом повышения читательской грамотности в моей практике является проведение квестов.
Квест от английского “quest” - поиск.
Суть квеста в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно, последовательно выполняя задания. Каждое задание – это ключ к следующей точке и следующему заданию. А задания могут быть самыми разными.
Квест построен на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих
Предлагаю вашему вниманию фрагмент разработанного мной линейного квеста «Литературная кухня».
Урок предназначен для учащихся 10-11 классов. Его цель - в игровой форме обобщить ранее изученные произведения русской и зарубежной литературы, а также пробудить интерес учащихся к еще не прочитанным книгам. Задания так или иначе связаны с упоминанием различных блюд, напитков - всего, что связано с процессом приготовления пищи.
Проведению квеста предшествует большая подготовительная работа, то есть какие-то дети помогают в проведении игры: имеют свои роли, помогают подготовить реквизит; а какие-то непосредственно участвуют в квесте.
Реквизит:
Стол
Скатерть
Чашка с блюдцем
Тарелка
Вилка, ложка, нож, чайная ложка
Салфетки бумажные
Поднос
4 бокала для коктейлей
Сахарница с сахаром
Масленка
Костюм буфетчицы – фартук и наколка
Костюм официантки – фартук
Для ведущего – поварской колпак
Место для буфета (где можно спрятать ингредиенты)
Полиграфия:
4 визитки (Гончарова, Ремарка, Успенского, Стивенсона)
2 меню (Дюма и Гоголя)
Флаеры с рецептами из литературных произведений
Жетоны – за правильные ответы
Табличка «Буфет»
Ингредиенты:
Миндаль
Миндальные лепестки
Масло
Сахар
Шоколад
Мука
Цукаты
Призы – пирожные, печенья, торт.
Вводная часть:
Приветствие, объяснение правил.
Литература и кулинария издавна идут рука об руку: многие известные писатели были также известными гурманами и даже прекрасными поварами, а порой и сами составляли кулинарные книги (как, например, Александр Дюма).
Предлагаем вам игру по кулинарным мотивам литературных произведений. Цель игры – отыскать ингредиенты таинственного блюда из известной книги (и по нему угадать книгу).
Мы приготовили для вас литературный обед, и как любой настоящий обед он начинается с сервировки, с красивой подачи. Итак, первый этап нашей игры – сервировка.
Кушать подано! (сервировка)
И прежде чем приступить к нашей трапезе, вам предстоит ответить на один простой вопрос, ответ на который даст вам подсказку, куда двигаться дальше.
1. Вопрос: Именно на этом предмете сервировки, если верить легенде, Джоан Роулинг начинала писать «Гарри Потера» (на салфетках).
Игроки подходят к столу, рассматривают салфетки – на каждой часть фразы. Они соединяют их в правильном порядке, чтобы прочитать фразу-подсказку:
«Был стол, при взгляде на который богобоязненный буфетчик вздрогнул: стол был покрыт церковной парчой. На парчовой скатерти стояло множество бутылок – пузатых, заплесневевших и пыльных. Между бутылками поблескивало блюдо, и сразу было видно, что это блюдо из чистого золота» («Мастер и Маргарита»)
Видят, что в нескольких словах буквы пропущены. Из этих пропущенных букв составляется слово – «скатерть». Где-нибудь к скатерти прицеплена бумажка с вопросом №2. (Кто первый нашел, получает ЖЕТОН)
2.Вопрос: В своем «Большом кулинарном словаре» Александр Дюма пишет: «Святой Петр Дамиан с ужасом рассказывает о том, как сестра римлянина Аржиля, супруга одного из сыновей венецианского дожа Пьера Орселеоло, вместо того чтобы есть руками, пользовалась …, чтобы подносить еду ко рту. По мнению рассказчика, это было проявлением неслыханной роскоши, вызвавшей кару небесную на голову этой женщины и ее супруга. В самом деле, оба они умерли от чумы» (золочеными вилками и ложками).
(ЖЕТОН)
(Ведущий: Как видите, в те далекие времена (11 век) в Европе вилка считалась неприличной роскошью. Еду брали руками – этикет предписывал брать ее тремя пальцами, чтобы не запачкать остальные. Некоторые состоятельные господа пользовались одноразовыми перчатками).
Заключение.
В заключение хочется сказать, что такие формы уроков, как комиксы (с включением собственного творческого начала), усиливают мотивацию ученика к чтению: он становится сотворцом художественного произведения. Текст как бы присваивается читателем, уже престаёт быть чем-то внешним по отношению к нему и становится частью его жизни. Ну а плюсом квеста является тот факт, что обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных задач можно узнать много нового. Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт.