План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словарное богатство русского языка» с использованием ИКТ в рамках образовательной модели «BYOD - принеси свое устройство»
Дата проведения: 24.03. 2014
Цель: обобщение знаний учащихся по теме «Лексика»,формирование навыка использования Интернет-ресурсов при работе со словарями, развитие речи учащихся, воспитание познавательного интереса к слову.
Оборудование: компьютерный класс, наличие сети Интернет, интерактивная доска, интернет-сервис «Google-документы»
Инструменты организации деятельности и оценивания:
- правила совместной работы в Google-документах «Кодекс виртуальной чести»;
- критерии «Оцени рабочий лист».
Продукты деятельности обучающихся: ментальная карта «Словари русского языка», лист виртуальной рабочей тетради.
- Организационный момент.
- Основной этап. Закрепление полученных знаний и умений.
- Актуализация знаний о лексических явлениях русского языка на основе ментальной карты.
Учитель. Ребята, мы научились новому способу познания-созданию ментальных карт. И на предыдущем уроке мы с вами оценивали карты друг друга на основе критериев, которые разработали вместе. Я вам напоминаю эти критерии-они на экране (приложение к конспекту № 1).
Итак, мы решили, что на этом занятии будем использовать карту Никитина Игоря (http://www.mindmeister.com/395438593).
Сегодня на уроке мы будем учиться совместно выполнять учебно-практические задачи по теме «Словарное богатство русского языка, а также оценивать свою работу самостоятельно
Для работы мы используем среду «Google-документа». Задания будем выполнять в виртуальной рабочей тетради (приложение к конспекту №4).
Включите, пожалуйста, ноутбуки и планшеты. Открываем диск-доступные мне-виртуальная рабочая тетрадь (учащиеся работают с компьютерами).
Но прежде я предлагаю вспомнить важные правила работы в виртуальном пространстве (приложение к конспекту №3). Назовите, пожалуйста, их (ученики отвечают).
2. Информационно-поисковая деятельность на основе Интернет-ресурсов. Выполнение учебно-практических задач в виртуальной рабочей тетради.
Учитель. Приступим к заданиям. Для их выполнения вы будете использовать ресурсы ментальной карты «Словари русского языка». Мы разделимся на три группы, у каждой из которых будет 3 задания. Я вам предлагаю распределить работу между собой. Обратите внимание на критерии оценки работы (на экране). После того как вы закончите, подготовьтесь к ответу.
Ученики работают по заданиям.
3. Представление результатов работы.
Закончили? Представляем результаты своей работы. Выберите, пожалуйста, спикеров от каждой группы. После выступления представителей другие команды должны оценить работу своих одноклассников по критериям. Я хочу услышать от вас обоснованное оценочное суждение. Оно должно быть аргументированным, на основе критериев (см. приложение № 2).
Выступления групп и комментарии учителя.
Учитель. Итак, давайте подведем итоги. Чему мы сегодня научились, кроме важной работы с лексическим явлениями?
- : мы учились оценивать работу друг друга, работать в группе, взаимодействовать, обсуждать.
Приложение № 1. Критерии оценки ментальной карты
Критерии оценивания |
Максимальный балл |
Содержательная часть |
20 баллов |
Соответствие выбранной теме |
|
Полнота изложения материала |
|
Отсутствие фактических ошибок по заданной теме |
|
Продуманность и завершенность работы |
|
|
11 баллов |
Оформление работы в едином стиле и в соответствии с эстетическим требованием |
|
Оптимальность цветового решения работы |
|
Сбалансированность использования изображений |
|
Техническая часть |
|
Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок |
|
Уровень наглядности работы с помощью возможностей используемого ресурса |
|
Увеличение функциональности работы с помощью гиперссылок |
|
|
40 баллов |
Приложение №2 Критерии оценки заданий
Задание выполнено верно |
2 балла |
В задании допущена 1 ошибка или неточность |
1 балл |
В задании допущено более 2 ошибок |
0 баллов |
Приложение № 3. Кодекс виртуальной чести. Правила совместной работы в Google-документах (составители правил: учитель русского языка и литературы МБОУ Школа №36 Иванкова Анастасия Сергеевна, доцент кафедры ИКТО ПГСГА, к.п.н. Иванаевская Елена Александровна)
1 правило. Мы делаем общее дело и несем ответственность за общий результат работы.
2 правило. Мы выполняем задания вместе, распределяем работу поровну и по интересам, активно взаимодействуем.
3 правило. Мы совместно принимаем решения по спорным вопросам (обсуждаем устно, онлайн-обсуждения и т.д.)
4 правило. Мы соблюдаем авторские права, т.е. права других соавторов данного документа (если используем какой-либо материал, всегда ссылаемся на автора).
5 правило. Мы даем право на ошибку другим авторам, а если замечаем ошибку, оставляем замечание в комментарии.
6 правило. Мы не удаляем материал, созданный другими авторами без согласования с ними.
7 правило. Мы не используем в комментариях грубые выражения и ненормативную лексику.
8 правило. Каждый выполняет свою работу ответственно-вовремя и качественно.
9 правило. Мы помогаем друг другу, например, в развитии идеи товарища.
10 правило. Мы имеем право сомневаться в правильности выполнения задания и задавать вопросы всем соавторам в комментариях.
Приложение № 4. Виртуальная рабочая тетрадь.
Группа №1
Наименова-ние задания |
Содержание задания |
Работа групп |
|
Расставь ударения в словах: диспансер, завидно, сливовый, оптовый, тефтели, жалюзи, асимметрия, баловать, танцовщица, каталог, облегчить |
ДиспасЕр, завИдно, слИвовый, оптОвый, тефтЕли, жалюзИ, асимметрИя, баловАть, танцОвщица, каталОг, облегчИть |
2. «Мудрено сотворено» |
Определите значение фразеологизмов и их происхождение: бить челом, бить баклуши, верста коломенская, заблудшая овца, крокодиловы слезы, сломя голову, с гулькин нос, точить лясы. Составьте с данными фразеологизмами 3-4 предложения. |
Бить челом - кланяться, просить (в Древней Руси челом, то есть лбом, бились об пол перед знатными вельможами). Бить баклуши - бездельничать (из баклуш делали ложки и прочую деревянную посуду, не требующую больших усилий . Такая работа считалась легким занятием. Верста коломенская -так называют длинных и худощавых людей ( в 17 веке по распоряжению царя на дороге с верстовыми столбами в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены версты большой высоты). Заблудшая овца -хороший человек, сбившийся с «пути истинного» (из Евангелия притча об овце, которая выбилась из стада и которую хозяин нашел и принес на плечах домой). Крокодиловы слезы- фальшивые слезы ( древние египтяне считали крокодила ужасным чудовищем, слагались легенды о том, что крокодил, отрывая голову человеку, омывал ее слезами перед тем, как съесть, и, наоборот, не ели поэтому сожалел, проливая слезы) Сломя голову - мчаться, быстро бежать (на развитие выражения по влияло выражение «стремя голову» и «сломиголова»). С гулькин нос- очень мало (гулькой называли ласково голубя). Точить лясы- болтать пустяки, несерьезный разговор (лясы-точеные фигурные столбики перил у крылечка, изготовить такую красоту мог только настоящий мастер, сначала «точить балясы» означало вести изящную, причудливую, витиеватую (как балясы) беседу. А умельцев вести такую беседу к нашему времени становилось меньше и меньше. Вот и стало это выражение означать пустую болтовню). 1 предложение. Кто много и серьезно трудится, а не бьет баклуши, тому скучать некогда. 2 предложение. Он бросился сломя голову наутек. 3 предложение. Человеком он был высоким с детства, недаром кличка у него была «верста коломенская». |
3.Слова-новобранцы |
Определите лексическое и грамматическое значение неологизмов: скриншот, флешмоб, репост, хедлайнер, аутсайдер. |
Аутсайдер (сущ.,одуш.,м.р.,2 скл.) - тот, кто находится в конце списка, таблицы, отстающий от остальных, неудачник.
|
Группа № 2
Наименование задания |
Содержание задания |
Работа групп |
Трудности орфографии |
Вставь пропущенные буквы: г..(л,лл)ерея, сверс..ник, ровес..ник, ф..ст..валь, в..н..грет, б..(с,сс)ейн, г..рлянда, арт..(л,лл)ерия, экстр..мальный, и(с,сс)ку(с,сс)тво, д..ску(с,сс)ия |
Галерея, сверстник, ровесник, фестиваль, винегрет, бассейн, гирлянда, артиллерия, экстремальный, искусство, дискуссия |
«Справочное бюро» |
Найдите толкование данных слов и определите разницу их значений: здравица-здравница, поступок-проступок, дипломат-дипломант, запасный-запасливый, потчевать-почивать, компания-кампания. |
Все эти слова являются паронимами. Они близки по звучанию и морфемному строению, но имеют разный смысл. |
|
Почему в слове ПОДНОГОТНАЯ выделяется исторический корень НОГОТЬ? |
Значение слова - правда, подробности, тонкости. Происходит от НОГОТЬ. В старину выпытывали правду путем выдирания ногтей или засовывания под них маленьких опилок. |
Группа № 3
Наименование задание |
Содержание задание |
Работа групп |
|
Подберите к словам все возможные синонимы: активный, интересный, добрый, умный, смелый |
|
|
Объясните значение иноязычных слов, определите, из каких языков заимствованы данные слова: джентльмен, бутсы, кашне, джемпер, саквояж, аксессуар, галантный, денди |
Бутсы - спортивная обувь для игры в футбол, имеющая твердые носки и задники, небольшие выступы на подошвах, препятствующие скольжению (англ. Boots- ботинки) Кашне - шейный платок, шарф, надеваемый на шею под пальто с целью закрыть горло от холода ( фр. Cache-nez «прячу нос»). Джемпер - тонкий вязаный свитер без воротника ( обычно с острым вырезом на груди) и без застежек ( англ. Jumper «матросская парусиновая блуза» Саквояж - дорожная сумка обычно из кожи или плотной ткани, имеющая запор (фр. Sacdevoyage) Аксессуар - предмет, деталь, являющиеся принадлежностью чего-либо (фр. Accessoire) Галантный - изысканно вежливый,любезный, обходительный (фр. Galant-учтивый) Денди -социально-культурный тип 19 века: мужчина, подчеркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения (англ. Dandy) |
Толкование слова |
Объясните значение слова ПОДЛИННЫЙ. Почему в нем выделяется исторический корень ЛИН? |
Подлинный -настоящий, неподдельный, истинный, образцовый, такой, каким подобает быть представителю данной категории. Происходит от : ПОДЛИННАЯ ПРАВДА - от слова ЛИНЬ - пеньковый трос для такелажа. На флоте линем били матросов, добиваясь этой самой правды |