Версия для слабовидящих

СтраницаПавлова А.Л. Технологическая карта «открытого» урока литературы

Павлова А.Л.

Технологическая карта «открытого» урока литературы

Тема урока: «Новое о войне в литературе XX века»

Цели урока:

- Обучающие: совершенствование умений анализа и интерпретации литературных произведений В. Быкова («Сотников», «Одна ночь»), Б.Васильева («А зори здесь тихие») и М. Кураева («Блокада») в их историко-литературной обусловленности;

- Развивающие: развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;

- Воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к историческому прошлому своей страны.

Планируемые результаты:

- Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

- Метапредметные:

регулятивные: умение самостоятельно определять цели деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;

коммуникативные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

познавательные: овладение учащимися методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа, обобщения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в источниках информации, критически оценивать и интерпретировать получаемую информацию.

- Предметные: понимание ключевых проблем изучаемых произведений; понимание связи произведения с эпохой его написания; владение навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений.

Формы работы, используемые на уроке: групповые.

Форма проведения урока: комбинированная (академическая + практикум).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Используемые технологии: технологии проблемного обучения, технологии развивающего обучения, технологии обучения в сотрудничестве, информационно – коммуникационные технологии.

Оборудование: ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, карточки с именами авторов и названиями изученных произведений, раздаточный материал (карточки-задания и листы оценивания на каждую группу, рабочие листы (таблица) и сердечки на каждого ученика).

 

Цели этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Содержание учебного материала

Формируемые способы деятельности (УУД)

I. Самоопределение к деятельности

- психологи-ческий настрой уч-ся на урок;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

 

 

Подводит учащихся к осознанию темы.

 

 

 

Прикрепляет карточки с именами авторов и названиями изученных произведений на доску.

 

Уточняет тему урока.

Подводит учащихся к осознанию цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Называют и проводят краткий анализ произведений, изученных на прошлом уроке.

 

Формулируют тему урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока, определив область применения нового знания.

Идут кадры и звучит песня из к/ф «Офицеры».

У. Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку. Можно сесть.

У. Почему в начале урока звучала эта мелодия и шли кадры из фильма? С чем они у вас ассоциируются?

У. Сегодня мы возвращаемся к теме войны. Вспомните произведения, которые мы изучали на прошлом уроке.

У. Что общего и чем отличаются эти произведения? С какой целью они были написаны?

У. На сегодняшнем занятии мы обратимся к другим авторам. Зачем, как вы думаете, нужно продолжение разговора о войне?

У. Да, тема нашего урока: «Новое о войне в литературе XX века».

Обратимся к эпиграфу:

Лицом к лицу лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

С.Есенин

Как вы понимаете смысл этих поэтических строк? Как эпиграф связан с темой урока?

У. Определите цели нашего урока, исходя из того, где можно применить свой пополненный читательский опыт.

Д. Познакомиться с новыми для нас авторами, которые писали о войне. Озвучить проблематику произведений. Проследить выход на ЕГЭ по русскому языку, используя их как аргументы.

Личностные: формировать личностный смысл учения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные: оформлять свои  мысли в устной форме  с учётом речевой ситуации; слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

II. Исполнительский этап

- анализ литературных произведений В. Быкова («Сотников», «Одна ночь») и  Б.Васильева («А зори здесь тихие») по плану, предложено-му учителем

 

 

Организует деление класса на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Назначает экспертов в группы.

 

 

Организует работу  в группах,

обеспечивает

контроль

за выполнением

заданий.

 

 

 

Распределяют-ся на группы.

 

 

 

 

 

Группа уч-ся представляют презентацию по прочитан-ному произве-дению.

Остальные заполняют рабочие листы.

 

Выполняют задания, предложенные учителем.

У. Каждый из вас был вправе выбрать для прочтения одно произведений из предложенного списка. Я прошу вас занять места в соответствии с этим. На столах у вас рабочие листы, которые вам помогут систематизировать представленный другими группами материал. (Приложение 1)

У. Вначале я хочу предоставить слово группе девушек, которые получали опережающее домашнее задание. Они читали книгу Михаила Кураева «Блок-ада».

У. Девочки, сегодня на уроке у вас важная миссия. Вы будете оценивать работу одноклассников в группах в качестве экспертов. Вам в помощь листы оценивания.

У. Каждая группа получает карточку-задание по прочитанному произведению. На обсуждение этих вопросов отводится 7 минут. (Приложение 2)

Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Регулятивные: организовывать самоконтроль учебных действий и их результатов.

Коммуникативные: согласованно работать в группе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные: добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  из различных источников.

III. Контрольный этап

- представле-ние  учащими-ся результатов своей деятельности;

- установление степени усвоения темы.

Организует выступления учащихся,

обеспечивает

контроль

за выполнением

заданий.

Представляют результаты работы своей группы.

Заполняют рабочие листы.

Общее время выступления каждой группы – 5 минут. Каждый вопрос освещает 1 ученик. При расхождении мнений могут выступать несколько учащихся.

Личностные: формировать мотивы достижения и социального признания.

Регулятивные: отличать верно  выполненное задание от неверного. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

IV.Рефлексивный этап

- самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

Организует фиксирование нового знания.

 

 

 

Информирует о домашнем задании.

 

 

 

 

 

Организует рефлексию.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

 

 

 

 

 

Фиксируют и озвучивают свои впечатления от урока.

У. Подведём итоги нашего урока. Озвучим проблемы, поднимаемые авторами книг.

У. Продолжите фразы:

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ(А) …

ТЕПЕРЬ Я МОГУ…

У. Домашнее задание: написать отзыв о прочитанном произведении.

Ребята, вы должны понимать, что это далеко не весь список книг о войне, написанных на сегодняшний день. Для желающих познакомиться с другими именами я подготовила рекомендательный список.

У. На столах у вас есть конверты, в которых лежат сердечки. Подумайте и запишите на сердечках то, что оставит в ваших живых, настоящих сердцах этот урок, какие слова или чувства навсегда останутся с вами.

Сердечки вывешиваются на заранее приготовленную доску.

Звучит песня из к/ф «Офицеры».

Личностные: формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку и самоприятие.

Регулятивные: оценивать достижения на уроке. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: строить рассуждения.

Приложение  1.

Рабочий лист ученика ____________________________

по теме «Новое о войне в литературе XX века»

Автор произведения

Название произведения

Проблематика

Дополнительная информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Задания по произведению В. Быкова «Одна ночь»

  1. Смысл названия произведения (с частичным кратким пересказом).
  2. Назовите проблемы, поднятые автором в рассказе.
  3. Можно ли, по вашему мнению, на войне остаться человеком? (Поспорим?)

 

Задания по произведению Б. Васильева «А зори здесь тихие»

  1. Почему девушки оказались на войне? (с частичным кратким пересказом)
  2. Проблематика произведения.
  3. Двоякий смысл названия произведения.

 

Задания по произведению В. Быкова «Сотников»

  1. Проблематика произведения.
  2. Почему Сотников и Рыбак, будучи ровесниками, выросшими в одной стране, пошли по разным дорогам?
  3. Смысл названия произведения. (Почему имя именно этого героя вынесено в заглавие произведения?)
  4. Предположите, какой будет дальнейшая судьба Рыбака как предателя.