Версия для слабовидящих

Страница«Сказка – языком музыки. Волшебный мир театра. Балет К. Хачатуряна «Чиполлино».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ, ПРОВОДИМОГО В 5 КЛАССЕ

ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА 5 КЛАСС. Авторы Сергеева Г. П., Критская Е. Д.»

Учитель музыки: Браславская Татьяна Петровна

Тема урока: «Сказка – языком музыки. Волшебный мир театра.

Балет К. Хачатуряна «Чиполлино».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: сформировать представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Задачи:

  • познакомить учащихся, с термином «балет»;
  • формировать у учащихся навыки осмысления музыкальной интонации;
  • закрепить знание детей об интонации, музыкальном языке;
  • развивать художественное воображение, способность к художественному творчеству, потребность в общении с искусством, способность самостоятельно постигать художественный замысел автора;
  • доказать учащимся, что выразительность и изобразительность чаще всего существуют слитно, в неразрывном единстве;
  • Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личностной значимости нравственных, эстетических  свойств музыки ХХ века, рефлектированного отношения к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент, видеозаписи.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Форма: классно-коллективная.

Цель: обеспечение мотивации учебной деятельности, обеспечение положительного эмоционального настроя.

   2. Постановка целей и задач урока.

Форма: классно-коллективная.

Метод обучения: словесный, наглядно-слуховой, анализ, обобщение, стимулирование музыкально-творческой деятельности через создание проблемно-поисковых ситуаций.

Цель: сделать занятие и его содержание личностно-значимым для каждого ученика.

УУД:

- личностные: формировать положительное отношение к музыке, интерес к учебному материалу, представление о причинах успеха на занятии.

- регулятивные: учить принимать учебную задачу и контролировать себя при ее выполнении.

- познавательные: учить понимать информацию.

- коммуникативные: учить понимать задаваемые вопросы, контролировать свою речь при фронтальной работе.

   3. Усвоение содержания учебного материала

Форма: классно-коллективная

Цель: ввести детей в атмосферу музыки.

Вид деятельности: информационно-поисковый, моделирование, аналитическая деятельность.

Метод обучения: проблемное изложение.

УУД:

-личностные: формировать интерес к учебному предмету, уважение к мыслям других людей.

-регулятивные: учить принимать учебную задачу, учить выполнять учебные действия в восприятии музыки и в вокально-хоровой работе.

-познавательные: накопление слухового багажа в процессе вычленения характерных интонационных зерен и осознания их выразительной сущности.

- коммуникативные: учить воспринимать точку зрения других людей, контролировать свои действия, понимать задаваемые вопросы.

 

Активизация знаний учащихся.

Зачитать фрагмент сказки «Чиполлино» Джанни Родари

  • - Самостоятельное это произведение или является фрагментом?
  • - Как оно называется?
  • - Какие средства выразительности использовал автор в развитии образов?
  • Показ видеофрагмента из мультфильма «Чиполлино».

   4. Постановка проблемного вопроса урока

Форма: классно-коллективная

Метод обучения: проблемное изложение.

Коммуникативные УУД:

- решение учебных задач совместно с одноклассниками учителем в процессе музыкальной деятельности;

- формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения;

Познавательные УУД:

- применение полученных знаний о музыке в процессе самообразования;

- расширение представлений о связи музыки с другими видами искусства.

Если бы к этой сказке обратился композитор, какой бы музыкальный жанр у него получился? (музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразительного искусства). Балет.

Что мы уже знаем о балете? (слайды с 1 по 18)

Балет (франц. ballet- танцую) – появился в Италии на рубеже XVI-XVII вв. Это зрелищный, музыкально - театральный вид искусства, который объединяет в себе музыку, хореографию, пантомиму, литературу, изобразительное искусство, драматургию. Эти виды искусств подчинены хореографии - искусству красивых танцевальных движений.

5 октября 1581 года считается днём рождения балета. В этот день в Париже впервые был впервые разыгран спектакль в танцах. Каждый год, отмечая день своего рождения, Балет обязательно приглашает своих верных друзей. Давайте мы вместе подумаем, кто приходит на день рождения к Балету.

АВТОР ЛИБРЕТТО или ЛИБРЕТТИСТ. Либретто - основа балетного спектакля. В основе либретто может быть сказка, миф, легенда, настоящая жизненная история.Обычно либретто пишут балетные драматурги, но автором может быть композитор, балетмейстер, художник или артист. Автор сюжета пишет проект будущего танцевального спектакля, намечает характеры героев, их взаимоотношения.

КОМПОЗИТОР - человек, сочиняющий музыку пишет балетную музыку на основе либретто. Роль музыки в балете велика: тесно взаимодействует с хореографией, отражает все происходящее в сценарии, даёт музыкальные характеристика главным героям балета. Балетный спектакль делится на акты, сцены и отдельные номера. Почти во всех операх есть балетные номера.

БАЛЕТМЕЙСТЕР - мастер балета или тот, кто пишет или сочиняет танец. Либреттист пишет сценарий языком слов, композитор - языком звуков, балетмейстер расскажет историю языком движений и жестов.

Пантомима (от греч.-актёр, играющий с помощью одних телодвижений, всё воспринимающий подражанием) – в балете одно из основных средств создания хореографического образа.

БАЛЕРИНА - артистка балета, исполнитель главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой и грацией. Её выход лёгкий, изящный, приветливый, по балетному – антре!.

Антре (франц.- выход) - в средние века в Европе появление в пиршественном зале маскированных персонажей, сопровождавшееся песней, инструментальной пьесой, танцем, инсценировкой. В нынешнем балете антре - красивое вступление в больших танцевальных эпизода ,сценах.

В балете различают типы танца: классический и народный. Каждый из этих танцев делится на сольный, ансамблевый и массовый (кордебалет).

Кордебалет (франц. corpsdeballet-личный состав) - коллектив танцовщиков, исполняющих групповые, массовые танцы и сцены. Роль кордебалета аналогична хору в опере.

Пуанты (от франц. рointe- острие, кончик) обувь, которая используется при исполнении женского классического танца. Пуанты имеют твёрдый носок, чаще изготовляются из розового атласа и закрепляются лентами. Танец на пуантах – один из основных элементов женского классического танца.

В 20 веке появился танец модерн. Танец модерн - одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце 19- начале 20 века в США и Германии.

ХУДОЖНИК создаёт для балета декорации и костюмы. Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Декорации на сцене характеризуют среду и эмоциональную атмосферу действия.

ДИРИЖЁР И МУЗЫКАНТЫ ОРКЕСТРА выполняют важную роль в балетном спектакле. Дирижёр, являясь руководителем оркестра, воплощает замысел композитора, идеи балетмейстера, подчеркивает индивидуальность солистов и мастерство кордебалета в исполнении массовых сцен. Музыканты играют под руководством дирижёра. Музыка, записанная для оперы или балета, называется партитурой.

Партитура (итал. partitura- разделение, распределении)- нотная запись многоголосного музыкального (в том числе инструментального) произведения, в которой для каждого инструмента отведён отдельный нотоносец.

   5. Усвоение содержания учебного материала. Освоение новых знаний

Познавательные УУД:

- усвоение терминов и понятий музыкального языка;

- формирование интереса к специфике деятельности композитора;

Личностные УУД:

- осознание особенностей музыкальной культуры России;

- понимание социальных функций музыки в жизни людей;

- вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства;

Сегодня мы продолжим путешествовать в музыкальный театр. История итальянской сказки (слайды с 19 по 23).

«Чтобы создать нацию, сперва надо создать театр». Этот мудрый совет дал И.В. Гёте, руководитель театра в Веймаре. Уже в те давние времена утверждался принцип воспитательного значения искусства и театра в частности. И именно в Италии, на родине балета, в 1568 году была образована первая труппа профессиональных артистов. Отличное знание народного театра помогли Карло Гоцци (1720-1806) создать неповторимый жанр театральной сказки – фьябы.

Современные сказки создавал Джанни Родари (1920-1980), педагог по профессии, журналист. Он легко общался с детьми, будил в них фантазию, вовлекал в творчество. Например, задавал им неожиданные вопросы: «Что бы ты сделал, если бы к тебе в дверь постучал крокодил?», или « Что бы ты сделал, если бы, закинув сети, ты поймал русалку?». Начавшаяся Вторая мировая война прервала писательскую карьеру. Родари встал в ряды итальянского сопротивления. В 1950 г. появилась повесть-сказка «Приключения Чиполлино», сделавшая имя Родари известным на весь мирГерои сказки-бедные и честные трудяги Тыква, мастер Виноградинка, профессор Груша. Смелый и находчивый Чиполлино борется с угнетателями - принцем Лимоном, графинями Вишенками и синьором Помидором. Завершение этой сказки счастливое: Чиполлино вместе со своими друзьями свергают злого принца Лимона и устанавливают свободную республику. Однако старый и мудрый папа говорит своему сыну Чиполлино: «Не забывай, дружок, негодяев на свете много, и те, кого вы выгнали, могут ещё вернуться.

Балет К.Хачатуряна «Чиполлино».

Ребята, сейчас мы будет знакомиться со сценическим воплощением сказки Д. Родари – балетом «Чиполлино», музыку к которому написал композитор Карен Хачатурян. Вашим домашним заданием было прочитать сказку «Чиполлино». Вы отлично помните всех героев. Я расскажу вам либретто - краткое содержание балета.

Действие первое. Площадь сказочного города. Кругом большие маленькие домики, в которых живут разные овощи и фрукты, напоминающие людей. На площади встречаются два семейства - Редисок и Луковиц. У мамы Чиполла и отца Чиполллоне сынок - Чиполлино, весёлый и неугомонный. Здесь же мастер Виноградинка, он чинит обувь. Кум Тыква кладёт кирпичи - строит себе домик. Профессор Груша играет на скрипке, жители сказочного городка танцуют. На площади появляется синьор Помидор, который извещает жителей о появление принца Лимона. Принц Лимон издал новый закон: каждый должен платить за то, что светит солнце, идёт дождь и дует ветер. Народ выражает своё возмущение. Когда появляется принц Лимон, Чиполлино наступает ему на ногу. В панике охране пытается схватить «Бунтовщика, но тот скрывается, и охрана арестовывает его отца.

Жители сказочного городка горюют. Кум Тыква пытается продолжить строительство своего домика, и жители начинают ему помогать. Всем вместе удаётся закончить стройку, но появляется синьор Помидор, который, увидев готовый домик, страшно рассердился, так как это земля графинь Вишен. Домик разрушают, о чём горько печалится кум Тыква. Чиполлино обещает отомстить обидчикам.

Действие второе. Встретив Чиполлино и Редисочку, граф Вишенка показывает им дворец. Чиполлино пытается разыскать подземелье, где находиться его отец. Но сам едва не попадается в руки синьору Помидору. В это время во дворце начинается бал в честь принца Лимона. Гости веселяться, а друзья освобождают Чиполлоне.

Действие третье. Стража везде разызкивает беглецов. Чиполлино прячет своих друзей, но сам попадает в руки стражи и его арестовывают. Праздник в замке завершился. Вишенка и Магнолия, отыскав Чиполлино в подземелье, усыпляют стражу и помогают ему бежать. Принц Лимон, спустившись в подземелье, видит, что стража связана и подземелье пусто. Он отдаёт приказ стрелять по городу из пушки. Но Чиполлино с друзьями заталкивают в пушку самого принца. Один выстрел – и нет ни Лимона, ни пушки, ни стражи. Народ рад и счастлив, все веселятся и празднуют победу. Отныне этот город новый: под синим небом и тёплым солнцем – город друзей.

 

6. Восприятие музыки. Обеспечение прочности формируемых знаний

Слушание музыкальных фрагментов и просмотр видео из балета «Чиполлино»:

  1. Общий танец.
  2. Чиполлино.
  3. Груша утешает Чиполлино.
  4. Строительство домика Тыквы.
  5. Погоня.
  6. Урок танца.

Сейчас прозвучат музыкальные фрагменты из балета «Чиполлино».

Обращаясь к либретто, скажите, во время каких событий звучит та или иная тема? К каким героям - положительным или отрицательным, относятся эти музыкальные темы? Используя знания в области средств музыкальной выразительности, дайте характеристику каждому музыкальному фрагменту. На примере темы «Чиполлино» я покажу, как будем характеризовать героев балета. Итак, тема «Чиполлино» (учитель сам показывает, заполняя таблицу, как выполняется данное задание): мелодия танцевальная, лад - мажор, темп - быстро, тембр- свист (деревянные духовые инструменты), ритм- в ритме тарантеллы, регистр- высокий, динамика- mf . Теперь вместе с вами охарактеризуем тему «Строительство домика Тыквы» (коллективная работа учащихся): мелодия песенная с восходящей интонацией, лад мажорный, темп - подвижно, тембр- флейта- пиккало, ритм размеренный, восьмые длительности с подчёркиванием, регистр средний, динамика – пиано. Дети, работу по характеристике следующих музыкальных фрагментов - «Груша утешает Чиполлино», «Общий танец» и «Погоня» вы сделаете самостоятельно (учащимся включаются для прослушивания по очереди два музыкальных фрагмента, раздаются таблицы для самостоятельной работы) (слайд 24).

Характеристика героев балета средствами музыкальной выразительности

Музыкальный номер

мелодия

лад

темп

тембр

ритм

регистр

динамика

«Чиполлино»

танцевальная

мажор

быстро

флейта пиккало

тарантелла

высокий

mf

«Строительство домика Тыквы»

песенная

мажор

подвижно

струнные

размеренный

средний

 p

«Погоня»

 

 

 

 

 

 

 

«Общий танец»

 

 

 

 

 

 

 

«Груша утешает Чиполлино»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В чем заключается развитие образов добра и зла?

История постановки балета и его исполнители (слайды с 25 по 29).

В нашей стране уже несколько десятилетий с балетных сцен не сходит прекрасный спектакль для детей - балет Карена Хачатуряна «Чиполлино». Роль принца Лимона, Магнолии, Чиполлино, Вишенки, Редисочки танцевали не только дебютанты, но и знаменитые артисты, такие как М. Лиепа, М.Кондратьева, Н. Сорокина, Н.Цискаридзе. Причём готовили партии знаменитые артисты также тщательно, как партии Одетты, Одилии, Жизели или благородных принцев. Великий Станиславский когда-то сказал очень важную фразу: «Для детей надо играть также хорошо, как и для взрослых, только ещё лучше».

Сказку «Приключения Чиполлино» писателя Дж. Родари знал каждый советский ребёнок. Она была полезна, ведь её социальные мотивы отвечали требованиям идеологии того времени. Смелый и находчивый Чиполлино боролся с угнетателями, принцем Лимоном, графинями Вишенками и синьором Помидором. С восторгом дети принимали и мультик с прекрасной музыкой К. Хачатуряна. А через время появилась идея поставить балет. Костюмы и либретто были готовы, и композитор искал хореографа. Среди трёх молодых хореографов, которых К.Хачатуряну порекомендовали Р.Щедрин и М.Плисецкая, было имя Генриха Майорова.

Премьера состоялась в Киеве и принесла богатый «урожай» создателям балета: они оба получили Государственную премию. Вскоре Г.А. Майоров был приглашён Ю. Григоровичем на постановку балета «Чиполлино» в Большой театр. Часть труппы находилась на гастролях в Париже, а те, что остались в театре, были назначены на партии в балет для детей.

М. Лиепа, легендарный Красс московской сцены, превратил партию принца Лимона в шедевр. Словно пародируя принца Лимона, фруктовый «Крассик» цинично вышагивал в сопровождении своей гвардии. О балете «Чиполлино» многие говорили: это «Спартак» для детей. Конечно, это была шутка. Но, как известно, в каждой шутке есть доля правды.

В этой сказке было всё: и борьба с угнетателями, и жестокий диктат, и соблазнительница, и простые честные герои. Уже несколько десятилетий сказка Дж. Родари рассказывается языком танца.

С 1974 года балет «Чиполлино» был поставлен в Советском Союзе в 21 городе. Давно стали мамами, бабушками и дедушками те, кто читал эту сказку в 50-х годах, а читатели 70-х годов смотрели постановку спектакля. Мы с вами посмотрим несколько фрагментов в исполнении артистов Михайловского театра.

Сюжет вновь и вновь открывается новыми гранями, не теряя актуальности и современного звучания и в наши дни. Всегда приятно вернуться в детство. То искусство имеет право на жизнь, которое имеет смысл.

7. Музыкальная разминка.

УУД:

- личностные: личностное освоение содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания.

- познавательные: расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

- регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия исполнения музыки.

- коммуникативные:

Решение учебных задач совместно с одноклассниками в процессе музыкальной деятельности.

Музыкально-ритмические движения. Инсценирование:

музыкального фрагмента «Строительство домика Тыквы»:

Слушая музыку разбившись на группы ребятам предлагается при помощи жестов, движений (пантомима) построить домик для Тыквы.

музыкального фрагмента «Погоня»:

Слушая музыку, изобразить те музыкальные инструменты оркестра, которые звучат в данном музыкальном фрагменте.

 

8. Вокально-хоровая работа.

Исполнение песни «Если друг не смеётся».

Форма: классно-коллективная.

Вид деятельности: информационно-поисковая деятельность, прогностическая деятельность, ансамблевое пение, инсценирование песни.

Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей.

Методы обучения: творчества, системного подхода, импровизации.

УУД:

- личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности в информационной деятельности, наличие мотивации к работе на результат.

- регулятивные: владение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств для ее осуществления, освоение способов решения проблем поискового характера.

- познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, общения, классификации.

- коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

9. Контроль усвоения материала.

Цель: использовать полученные знания в новой ситуации; побуждать учащихся осмысленно использовать полученные знания.

Метод: репродуктивный, частично - поисковый, проблемные вопросы мотивирующего характера.

Вид деятельности: активное восприятие.

Форма: индивидуально- самостоятельная.

УУД:

- личностные: формировать интерес к учебному материалу; уважение к мыслям других людей.

- регулятивные: освоение способов решения проблем поискового характера.

-познавательные: учить проводить сравнения, строить суждения. Под руководством учителя давать характеристики изучаемым понятиям.

-коммуникативные: активное использование средств устного общения и средств информационных технологий.

 

Закрепление нового материала. Просмотр видеофрагмента из балета «Чиполлино». Второе действие.

  • Ответьте на следующие вопросы:
  • Что такое балет?
  • Какие виды искусств объединены в балетном спектакле?
  • Люди каких творческих профессий участвуют в создании балетного спектакля?
  • Какие новые музыкальные слова, связанные с балетом, ты запомнил?
  • Назови имя автора сказки «Чиполлино».
  • Кто написал музыку к балету «Чиполлино»?

 

10. Домашнее задание:

  • нарисуйте героев балета К. Хачатуряна «Чиполлино»
  • нарисуйте афишу к балету «Чиполлино»
  • Найти имена композиторов, которые писали музыку к балету на сказочный сюжет.
  • Кто эти композиторы?
  • Какие балеты?
  • На чьи сказки?
  • Привести 2-3 примера.

 

Список литературы

1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка 5-6 классы. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2014.

2. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение 2014.

3. Розанова Ю.А., Разумова С.М. Балетные либретто. Краткое изложение содержания балетов. М.: Музыка, 2002

4. Э. Филькенштейн. Музыка от А до Я. С-Петербург : Композитор Санкт- Петербург, 2008.

5. Музыкальная энциклопедия под ред .Келдыш Ю.В., том 1. М.: Советская энциклопедия, 1982.

6. Балет. Энциклопедия под ред. Ю.Н. Григоровича. М.: Советская энциклопедия, 1981.

7. Музыкальная жизнь. Музыкальный критико-публицистический иллюстрированный  журнал, № 8 . М.: Композитор, 2010.