Версия для слабовидящих

СтраницаБуташева Ю.М. Урок: «Несчастный причастный. Употребление причастного оборота»

Тема урока: «Несчастный причастный. Употребление причастного оборота»

20 ноября 2017 года

Учитель Буташева Юлия Михайловна

7 А класс

 

Цель урока:  изучение причастного оборота и  знаков препинания в предложениях с причастным оборотом, формирование умения образовывать причастный оборот, видеть его границы в предложении, предотвращать ошибки в употреблении причастного оборота: речевые и грамматические.

Задачи урока:

1.Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении темы;

2. Создать условия, направленные на формирование УУД;

3. Создать условия для развития пунктуационной зоркости учеников; логического мышления и аналитических навыков (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыков самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

4. Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Планируемый результат:

 Предметные умения:  систематизировать знания о причастии, причастном обороте, синтаксической роли причастного оборота и о месте причастного оборота по отношению к определяемому слову;  формировать умение находить в предложении причастный оборот и определяемое слово; осознанно соблюдать в практике письма нормы постановки знаков препинания при причастном обороте.

 Метапредметные: применять  приобретенные знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

           Личностные УУД: учиться  формулировать и аргументировать собственное мнение;  устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;  понимать  причины  успеха/неуспеха в учебной деятельности.

           Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.

           Познавательные УУД: проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;  выстраивать логическую цепь рассуждений,  анализировать объекты наблюдения с целью выделения признаков; преобразовывать информацию из одного вида в другой (составлять схему).

           Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других;  формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;  уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

I.Организационный момент. Приветствие.

II.Мотивация.

Ребята! Сегодня у нас очень интересная тема. Какая? Предлагаю вам догадаться. Представьте себе, что в парке имени Ю.А.Гагарина повесили объявление…(слайд № 1)

Люди, ходящие по траве,  а также толкающиеся, пристающие к гуляющим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие  детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих газоны и кусающихся, являются штрафующимися.

Как вы думаете, с чем переборщил автор?

Правильно, с употреблением причастий и причастных оборотов. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этих грамматических понятиях (слайд № 2 со всплывающими ответами)

?Что такое причастный оборот?

?Каким членом предложения является причастный оборот?

?Как мы его обозначаем?

?Чем можно заменить причастный оборот?

 

Синтаксическая конструкция, начинающаяся со слова «который», называется придаточным определительным, оно входит в состав сложноподчинённого предложения. Эту тему мы будем изучать в 9 классе, а пока просто запомним данный термин и постараемся правильно его употреблять.  

 

Попробуйте заменить некоторые из причастных оборотов в тексте объявления ( слайд №1) придаточными определительными, чтобы нам легче было прочитать и понять это предложение. (слайд №4- исправленный текст слайда № 1)

? Просто это сделать или сложно? Кому-то легко, кому-то не очень.  Именно поэтому тема нашего урока -     «Несчастный причастный» (слайд № 3).

Почему несчастный? Многие не видят его, забывают о нём, путают с другими оборотами, а ведь он просто необходим для того, чтобы  сделать нашу речь грамотной и понятной .

III.Работа по новой теме.

 

1. Итак,  сегодня попробуем творить чудо, быть художниками слова. Разделимся на группы.

Перед вами текст и задание к нему. Но чтобы правильно выполнить его, вам необходимо вспомнить, что окончание причастия проверяется вопросом, который мы задаём  от определяемого слова. Памятки по использованию причастного оборота раздаёт тьютор.

Дети  получают одинаковый текст  задания (раздаточный материал - тьютор)   и работают около 10 минут.  Та группа, которая закончит первой, читает свой вариант исправленного текста. Остальные внимательно слушают и читают свои варианты только в том случае, если они отличаются от первого.

 

Бродячая труппа, которая вышла из парка, спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. Здесь горы, которые отступили немного назад, уступили место неширокой плоской полосе, которая была покрыта отточенными прибоем камнями. Саженях в двухстах от берега кувыркались в воде дельфины, которые показывали из нее на мгновение свои жирные круглые спины.

Задание.

  1. Прочитайте текст, который получился в результате замены причастных оборотов придаточными определительными.
  2. Восстанови причастные обороты, и у тебя получится отрывок из рассказа А.И.Куприна.
  3. В 1-м предложении поставь причастный оборот перед определяемым словом.
  4. Подумай, почему писатель отдал предпочтение причастным оборотам.
  5. Попробуйте «оживить» предложения с причастными оборотами, используя условные обозначения,  которые вам предстоит нарисовать самим.

 

Итак, сделаем вывод, чем нам помог причастный оборот? (он  позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой и выразительной, «озаряет» текст). Но не всегда следует  употреблять причастия, так как  они уместны лишь в книжных стилях речи.

Вот как говорил об этом М. В. Ломоносов : «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость,  и для того пристойно их употреблять в высоком роде стихов» ( слайд №5-портрет+слова).

Какой высокий род стихов вам уже знаком? (ода)

А что говорил о роли причастных оборотов  в нашей речи А.С.Пушкин?       (смотрите стр.27 учебника « Практика») Слайд № 6-портрет А.С.Пушкина с всплывающим текстом высказывания.

2.Когда вы сейчас заменяли в тексте объявления одно слово или несколько другими, пытались исправить ошибки,  то становились отчасти КОРРЕКТОРАМИ.

Кстати, кто такой корректор? Найдём это слово в толковом словаре.

 

Итак, попробуем представить, что вы – корректоры конкурирующих изданий.

Делимся на группы, каждая группа придумывает себе название 

(помните, что оно должно быть связано с годом экологии). Прежде чем вы приступите к работе, проведём разминку: будем править не текст, а отдельные предложения. Команда, которая первой будет готова отвечать и справится с заданием,  получает 1  балл за каждое предложение. (Таблица на доске).

Слайды № 10-17


1. Прибывающий состав на пятый путь отправляется в парк. 2. Пригретый обоз догорающим солнцем тянулся по мягкой пыльной дороге. 3. На горизонте видна была станция и уходящиеся  вдаль телеграфные столбы. 4. Издали можно было различить фигуры женщин, работающие в поле. 5. За рекой виднелась окружённая усадьба рядами тёмных елей. 6. Эскизы, выполняющиеся архитектором, был отправлены заказчику. 7. Недавно под Ростовом – на - Дону были найдены кости животных, населяющих Землю миллионы лет назад. 8. Команда успешно выступила на школьной олимпиаде,  проходящее на прошлой неделе.

Исправленные предложения

  1. Прибывающий на пятый путь состав отправляется в парк.  Состав,  прибывающий на пятый путь, отправляется в парк . 2. Пригретый догорающим солнцем обоз тянулся по мягкой пыльной дороге. Обоз, пригретый догорающим солнцем,  тянулся по мягкой пыльной дороге 3. На горизонте видна была станция и уходящие  вдаль телеграфные столбы. 4. Издали можно было различить фигуры женщин, работающих в поле. 5. За рекой виднелась усадьба,  окружённая рядами тёмных елей. 6. Эскизы, выполненные  архитектором, были отправлены заказчику. 7. Недавно под Ростовом – на -  Дону были найдены кости животных, населявших Землю миллионы лет назад. 8. Команда успешно выступила на школьной олимпиаде,  проходившей на прошлой неделе.

Итак, теперь вы знаете, что из  себя  представляет  работа корректора (может быть, в будущем кто-то из вас выберет эту профессию), а теперь каждая группа получит текст (раздаточный материал - на розовой бумаге), нуждающийся в правке. Ваша задача – откорректировать его, озаглавить, переписать на белый лист А-4 и оформить как страницу вашего журнала.

Но помните: конкуренты не дремлют! Важна и скорость, и правильность выполнения заданий. В этом вам поможет памятка, лежащая у каждого на столе  (Звучит музыка  Вивальди  «Времена года»).

Раскраше,(н,нн)ая осень в яркие цвета (не)заставила себя ждать.  Одетые деревья в нарядный убор стоят в ряд чинно. Птенцы окрепшее за лето приготовились к  первому перелету на юг.  Дожди зарядили  не перестающие лить надолго. Свинцовое  нависшее  небо над землей, кажется, давит на тебя. Солнце теперь редко появляет(?)ся из-за туч, так ярко светившее летом. Пожелтевшие листья  на ветках деревьев осыпают(?)ся на землю. Накопившие жир животные за лето готовят(?)ся к зимней спячке. Можно увидеть стаи гусей на небе и уток, летящие  в теплые страны. Осень, радующая  нас своими красками, - любимая пора многих поэтов.

Критерии оценивания – в таблице или рядом с ней:

-скорость выполнения задания;

-грамотность;

-оформление(эстетичность и красота оформления).

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

 Дорогие ребята! Наш урок подошёл к концу. Мы сегодня говорили о…(ответы детей).

Я прошу вас взять маленькие листочки и написать на них 2 предложения по заданному началу.

(Приём «Незаконченное предложение»).

Учащимся предлагается закончить предложения:

- Сегодня на уроке я узнал (узнала)…

- Сегодня на уроке я научился (научилась) …

 

Всем  спасибо за урок!