Урок математики
Учитель: Ершова Людмила Александровна
Дата проведения: 11 ноября 2019г.
Место проведения: МБОУ Школа №36 г.о. Самара
Тема урока: «Решение составных задач на нахождение площади и периметра»
4 класс
Презентация к уроку математики «Решение составных задач на нахождение площади и периметра» 4 класс (скачать)
I. Тип урока: Открытие новых знаний
II. Планируемые результаты образования:
1.Предметные: повторить и систематизировать знания, необходимые для решения составных задач на нахождение площади и периметра: понятие «величина», единицы измерения величин, действия с величинами, формулы для нахождения площади и периметра, решение простых задач на нахождение площади периметра; научиться на основе алгоритма решать составные задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника (на нахождение площади по известным периметру и длине одной стороны, нахождение периметра по известным площади и длине одной стороны).
2.Метапредметные:
Регулятивные: развитие аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся), соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Познавательные: стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, уметь обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и использовать знаково-символические модели (схемы).
III.Оборудование: презентация в программе SMART Notebook для интерактивной доски, листочки для каждого ребенка с заготовками заданий
IV.Используемая технология: технология деятельностного метода.
V. Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
VI. Оборудование: презентация в программе SMART Notebook для интерактивной доски, листочки с заготовками заданий для выполнения заданий.
VII. Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/
http://www.uroki.net/docnach.htm
Ход урока
Этап урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечание (действия учителя и обучающихся при работе с интерактивной доской) |
1.Организационный этап (мотивация к учебной деятельности) |
Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
|
|
|
2.Актуализация знаний: а) понятие «величина» |
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
-На экране выведены несколько понятий. Ваша задача выбрать два понятия, которые явно являются лишними. Докажите свой выбор. |
-Форма и цвет - лишние. Все остальные понятия – величины. Величина это то, что можно измерить, а результат измерения выразить числом. |
Слайд 1. « Форма, площадь, время, длина, объём, масса, цвет» Стилусом дети нажимают на выбранные понятия и они исчезают, если выбраны правильно |
б) единицы измерения |
-На вашем листочке размечены сектора с названиями величин. Я предлагаю вашему вниманию некоторые единицы измерения. Ваша задача быть внимательными и быстро отнести данную единицу измерения к подходящей величине. -Выберите любую величину и добавьте оставшиеся единицы измерения, которые вы знаете. Посмотрите свои работы вместе с товарищем. Если нет разногласий, то закрасьте квадратик красным цветом, если есть ошибки, то зеленым, если не справились, то синим. (в конце каждого этапа нужно будет оценивать результат свой работы) |
Дети записывают появляющиеся на экране единицы измерения в нужный сектор |
Слайд 2. В центре кадра синий круг. При наведении на него малого желтого круга проявляются единицы измерения: км, мм2, а, м2, га, сек, мин, л, кг, м3, см |
|
г) действия с величинами |
-Зачем нужно столько разных единиц измерения одной величины? -Какую величину нужно выбрать для измерения размаха крыльев птиц? -Предположите, какие единицы измерения подходят для показанных размеров (угадывают наименования)
-Давайте сравним, как выглядят птицы, если их расположить рядом.
-Можно сравнить точнее? Как задать вопрос?
-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
Запишите решение на бланке. Проверьте по записи на доске. Закрасьте свой квадратик нужным цветом.
|
-Чтобы было удобно измерять разные объекты.
-Величина – длина.
Дети высказывают предположения: андский кондор – 3 м 2 дм, воробей - 21 см, колибри – 65 мм.
- На сколько размах крыльев кондора больше размаха крыльев колибри? -Перевести в одинаковые, лучше самые мелкие единицы измерения. Дети пишут в своих бланках, затем один ученик выполняет запись на доске: 3м2 дм=3200мм, 3200мм-65мм=3135мм= 3м 1 дм 3см 5мм |
Слайд 3. Андский кондор 3__2__ Слайд 4. Воробей 21__ Слайд 5. Колибри 65__
Слайд 6-7. Птицы расположены рядом – видно соотношение.
|
|
д) повторение формул для нахождения площади и периметра, решение простых задач |
-Сегодня на уроке мы должны научиться решать новый тип задач на нахождение периметра и площади. Какими величинами мы должны будем воспользоваться?
-Давайте начнем с решения самых несложных задач. Вспомните формулы нахождения площади и периметра. Время на выполнение задания – 1 минута.
-Запишите решение задач. Если задачи решены правильно, то закрасьте квадратик нужным цветом. |
-Для решения задач на нахождение периметра и площади нужны величины: длина и площадь. На листочках у детей записано начало формул- дети продолжают. При проверке на интерактивной доске ученик соединяет части формул.
Стилусом подтягивают формулу к задаче, записывают решение фломастером.
|
Слайд 8-11. Р a+b+a+b Р (a+b)∙2 Р a∙4 Р a∙b S a∙b:2 S a∙2+b∙2 S a∙a На экране – таймер отсчитывает 1 мин. На экране – таблица с простыми задачами. |
|
3.Физминутка |
|
|
Раз, два – выше голова. Три, четыре – руки шире. Пять, шесть – тихо сесть. Раз – подняться. Подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за стол тихонько сядь. |
|
4. Постановка учебной задачи. Целеполагание. |
Обсуждение затруднений |
-А теперь решим задачу посложнее. Предлагаю решить её самостоятельно.
-Не все дети смогли решить задачу. Давайте попробуем проследить ход рассуждения по составим алгоритм решения, чтобы задачу подобного типа мог решить каждый.
|
На партах листочки – черновики, дети пробуют решить задачу. Результат говорят учителю «на ушко». Ученик, который смог решить задачу правильно, объясняет свое решение устно. |
Слайд 12-13. «Огород прямоугольной формы занимает площадь 72 м2. Длина этого огорода составляет 90 дм. Какой длины нужно сделать ограду для этого участка?»
|
5.Открытие нового знания.
|
Обсуждение проекта решения |
|
Дети совместно восстанавливают ход решения задачи, а затем формулируют пункты алгоритма. На доске выполняют решение: 90дм=9м
Р =(a+b)∙2 ? 9 ?
S =a∙b b=S:a 72 9 ? b=72:9=8(м)
P =(9+8)∙2=34(м)
|
Слайд 14. Алгоритм 1.Переведи все данные в одинаковые единицы измерения. 2.Прочитай вопрос. Что нужно найти в задаче? 3.Вспомни формулу. Что тебе известно в этой формуле, а что нужно узнать? (неизвестно два значения) 4.Подумай, какие дополнительные сведения в задаче могут тебе помочь найти недостающие данные (в этой формуле неизвестно только одно значение) 5. Из новой формулы выведи производную. Вычисли недостающие данные. 6. Подставь полученные данные в первую формулу. Закончи решение задачи. |
6.Первичное закрепление - применение нового алгоритма (Работа в парах). Проверка решения по образцу. |
Закрепление знания и способа действия |
-Сможете пробовать решить новую задачу, используя алгоритм решения и образец предыдущей задачи?
-Закрасьте квадратик красным цветом, если есть ошибки, то зеленым, если не справились, то синим. |
Дети в паре с соседом по парте решают задачу. Затем сверяют свое решение с записью на доске. S = a∙b ? 15 ?
P =(a+b)∙2 50 15 ?
b=P:2-a b=50:2-15=10(дм)
S=15∙10=150(дм2)
|
Слайд 15-16. «Периметр школьной доски прямоугольной формы 50 дм. Длина доски 15дм. Какова площадь доски?» |
7.Рефлексия и домашнее задание |
Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
-По результатам работы на уроке максимальное количество красных квадратиков 4. Кто набрал максимальное количество? -Выберите один или несколько критериев и раскрась нужный смайлик Д./з.: 1)0бязательное – задачи №2192,2208 («2500 задач» Узорова) 2)по желанию - составить подобную задачу самостоятельно.
|
|
Слайд 17. 1. Согласованно ли мы работали в паре? 2. Смогу ли я решить подобную задачу самостоятельно? 3. Аккуратно ли я вел свои записи?
|
Карточка индивидуальной работы: