Версия для слабовидящих

СтраницаРешение составных задач на нахождение площади и периметра

Урок математики

Учитель: Ершова Людмила Александровна

Дата проведения: 11 ноября 2019г.

Место проведения: МБОУ Школа №36  г.о. Самара

Тема урока: «Решение составных задач на нахождение площади и периметра»

4 класс

Презентация к уроку математики «Решение составных задач на нахождение площади и периметра» 4 класс (скачать)

I. Тип урока:  Открытие новых знаний

II. Планируемые результаты образования:

 

1.Предметные:  повторить и систематизировать знания, необходимые для решения составных задач на нахождение площади и периметра: понятие «величина», единицы измерения величин, действия с величинами, формулы для нахождения площади и периметра,  решение простых задач на нахождение площади  периметра;  научиться  на основе алгоритма решать составные задачи на нахождение площади и периметра прямоугольника  (на нахождение площади по известным периметру и длине одной стороны, нахождение периметра  по известным площади и длине одной стороны).

2.Метапредметные:

Регулятивные:   развитие аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся), соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя,  уметь обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и использовать знаково-символические модели (схемы).

 

III.Оборудование: презентация в программе   SMART Notebook для интерактивной доски, листочки для каждого ребенка с заготовками заданий

IV.Используемая технология: технология деятельностного метода.

V. Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

VI. Оборудование:   презентация в программе   SMART Notebook для интерактивной доски, листочки с заготовками заданий для выполнения заданий.

 

VII. Интернет-ресурсы

http://school-collection.edu.ru/

http://www.uroki.net/docnach.htm

http://www.proshkolu.ru/

https://infourok.ru/

 

Ход урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание (действия учителя и обучающихся при работе с интерактивной доской)

1.Организационный этап (мотивация к учебной деятельности)

Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

 

 

 

2.Актуализация знаний:

а) понятие «величина»

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

-На экране выведены несколько понятий. Ваша задача выбрать два понятия, которые явно являются лишними.  Докажите свой выбор.

-Форма и цвет - лишние. Все остальные понятия – величины. Величина это то, что можно измерить, а результат измерения выразить числом.

Слайд 1.

 « Форма, площадь, время, длина, объём, масса, цвет»

Стилусом дети нажимают на выбранные понятия и они исчезают, если выбраны правильно

б) единицы измерения

-На вашем листочке размечены сектора с названиями величин. Я предлагаю вашему вниманию некоторые единицы измерения. Ваша задача быть внимательными и  быстро отнести данную  единицу измерения  к подходящей величине.

 -Выберите любую величину и добавьте оставшиеся единицы измерения, которые вы знаете.

Посмотрите свои работы вместе с товарищем. Если нет разногласий, то закрасьте квадратик красным цветом, если есть ошибки, то зеленым, если не справились, то синим. (в конце каждого этапа нужно будет оценивать результат свой работы)   

Дети записывают появляющиеся на экране единицы измерения в нужный сектор

Слайд 2.

В центре кадра синий круг. При наведении на него малого желтого круга проявляются единицы измерения: км, мм2, а, м2, га, сек, мин, л, кг, м3, см

г) действия с величинами

-Зачем нужно столько разных единиц измерения одной величины?

-Какую величину нужно выбрать для измерения  размаха крыльев птиц?

-Предположите, какие единицы измерения подходят для показанных  размеров (угадывают наименования)

 

-Давайте сравним, как выглядят птицы, если их расположить рядом. 

 

-Можно сравнить точнее?  Как задать вопрос?

 

-Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

 

Запишите решение на бланке. Проверьте по записи на доске. Закрасьте свой квадратик нужным цветом.

 

-Чтобы было удобно измерять разные объекты.

 

-Величина – длина.

 

 

Дети высказывают предположения:

андский кондор – 3 м 2 дм,

воробей -  21 см,

колибри – 65 мм.

 

 

 

 

- На сколько размах крыльев  кондора больше размаха крыльев колибри?

-Перевести в одинаковые, лучше самые мелкие единицы измерения.

Дети пишут в своих бланках, затем  один ученик выполняет запись на доске: 

3м2 дм=3200мм,   

3200мм-65мм=3135мм=

3м 1 дм 3см 5мм

 

 

 

Слайд 3.

Андский кондор    3__2__

Слайд  4.

Воробей                  21__

Слайд 5.

Колибри                  65__

 

 

Слайд 6-7.

Птицы расположены рядом – видно соотношение.

 

д) повторение формул для нахождения площади и периметра, решение простых задач

-Сегодня на уроке мы должны научиться решать  новый тип задач на нахождение периметра и площади. Какими величинами мы должны будем воспользоваться?

 

-Давайте начнем с решения самых несложных задач. Вспомните формулы нахождения площади и периметра. Время на выполнение задания – 1 минута.

 

 

 

 

-Запишите решение задач. Если задачи решены правильно, то закрасьте квадратик нужным цветом.

 

 

 

-Для решения задач на нахождение периметра и площади нужны величины: длина и площадь.

На листочках у детей записано начало формул- дети продолжают. При проверке на интерактивной доске ученик соединяет части формул.

 

 

 

 

 

Стилусом подтягивают формулу к задаче, записывают решение фломастером.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8-11.

Р                          a+b+a+b

Р                           (a+b)∙2

Р                            a4

Р                            ab  

S                            ab:2

S                            a2+b2

S                            aa

На экране – таймер отсчитывает 1 мин.

На экране – таблица с простыми задачами.

3.Физминутка

 

 

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Раз – подняться. Подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за стол тихонько сядь.

 

4. Постановка учебной задачи.  Целеполагание.

Обсуждение затруднений

-А теперь решим задачу посложнее. Предлагаю решить её самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

-Не все дети смогли решить задачу. Давайте попробуем  проследить ход рассуждения по составим алгоритм решения, чтобы задачу подобного типа мог решить каждый.

 

На партах листочки – черновики, дети пробуют решить задачу. Результат говорят учителю «на ушко». Ученик, который смог решить задачу правильно, объясняет свое решение устно.

Слайд 12-13.

«Огород прямоугольной формы занимает площадь 72 м2. Длина этого огорода составляет 90 дм. Какой длины нужно сделать ограду для этого участка?»

 

5.Открытие нового знания.

 

Обсуждение проекта решения

 

Дети совместно  восстанавливают ход решения задачи, а затем формулируют пункты алгоритма.

 На доске выполняют решение:

90дм=9м

 

Р     =(a+b)∙2

?         9  ?

 

S     =a∙b              b=S:a

72      9  ?              b=72:9=8(м)

 

P    =(9+8)∙2=34(м)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14.

Алгоритм

1.Переведи все данные в одинаковые единицы измерения.

2.Прочитай вопрос. Что нужно найти в задаче?

3.Вспомни формулу. Что тебе известно в этой формуле, а что нужно узнать? (неизвестно два значения)

4.Подумай, какие дополнительные сведения в задаче могут тебе помочь найти недостающие данные (в этой формуле неизвестно только одно значение)

5. Из новой формулы выведи производную. Вычисли недостающие данные.

6. Подставь полученные данные  в первую формулу. Закончи решение задачи.

6.Первичное закрепление - применение нового алгоритма  (Работа в парах). Проверка решения по образцу.

Закрепление знания и способа действия

-Сможете пробовать решить новую задачу, используя алгоритм решения и образец предыдущей задачи?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Закрасьте квадратик красным цветом, если есть ошибки, то зеленым, если не справились, то синим.

Дети  в паре с соседом по парте решают задачу. Затем сверяют свое решение с записью на доске.

S     = a∙b

?        15 ?

 

P      =(a+b)∙2   

50       15  ?        

 

b=P:2-a

b=50:2-15=10(дм)

 

S=15∙10=150(дм2)

 

 

Слайд 15-16.

«Периметр школьной доски прямоугольной формы 50 дм. Длина доски 15дм. Какова площадь доски?»

7.Рефлексия и домашнее задание

Осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 

-По результатам работы на уроке максимальное количество красных квадратиков 4. Кто набрал максимальное количество?

-Выберите один или несколько критериев и раскрась нужный смайлик

Д./з.:

1)0бязательное – задачи №2192,2208 («2500 задач» Узорова)

2)по желанию - составить подобную задачу самостоятельно.

 

 

Слайд 17.

1. Согласованно ли мы работали в паре?

2. Смогу ли я решить подобную задачу самостоятельно?

3. Аккуратно ли я вел свои записи?

 

Карточка индивидуальной работы: